Тезис 1.
Управляющие установки человека можно классифицировать по двум основным параметрам:
1) По содержанию (о чем установка):
• «о сущем» — описывает мир, как мир устроен,
• «о должном» — предписывает, как в этом мире следует жить;
2) По глубине (или абстрактности):
• «онтологические» — максимально абстрактные, глубокие,
• «экзистенциальные» — более бытовые, конкретные.
Если оценить все известные установки по этим двум параметрам, то окажется, что практически все установки о сущем – онтологические, а установки о должном – экзистенциальные (предлагаем читателям самостоятельно проделать это упражнение). Поэтому в дальнейшем изложении мы будем использовать выражения «установки о сущем» и «онтологические установки» как синонимы (аналогично, «установки о должном» и «экзистенциальные установки»).
Тезис 2.
Поскольку в процессе формирования сознания человека усложнение ментальности происходит постепенно, от простого содержания к сложному, и экзистенциальные установки более простые, «бытовые», то очевидно, что они формируются значительно раньше онтологических (см. статью «Место и роль личных онтологических представлений в структуре ментальности»). При этом важно понимать, что содержательно онтологические установки значительно глубже и они, вообще говоря, логически обосновывают экзистенциальные. Однако это не отменяет того факта, что онтологические установки «вырастают» из экзистенциальных, т.е. установки о должном выступают как управляющий механизм по отношению к установкам о сущем. Должное в ментальности определяет, диктует, задает то, как мир устроен. В этой связи пространство должного формирует пространство сущего: то, что человек в мире видит («выхватывает» из бесконечного его разнообразия), то, что он наделяет существованием – напрямую определяется, задается его представлениями о должном, т.е. ценностями («Должное управляет Сущим»). Поэтому, чтобы человек изменил свои онтологический представления, достаточно изменить его систему ценностей (а вот обратный ход невозможен – измененные онтологические представления не могут изменить представления о должном).
Заметим, что это понимание прямо противоположно научному подходу к описанию мира, в котором сначала задается арена реальности (картина сущего) в виде описания мира, а уже потом из этого выводится то, что вообще может быть возможным в мире, устроенном так. В ментальности же сначала возникает интенция, желание, стремление, которое впоследствии ищет себе наиболее адекватную форму реализации.
Тезис 3.
В каком смысле экзистенциальные и онтологические установки управляют человеком? Каждая из них управляет действиями человека по-своему.
Установка о должном определяет интенцию, направление, чего человек будет хотеть и куда стремиться. В этом смысле экзистенциальная установка управляет тем, что задает общий вектор, общую направленность действий человека, формирует представления об идеальном исходе ситуации, в которой актуализируется данная установка.
При этом все пространство «на пути» к этому должному «захламлено» представлениями человека о сущем, исходя из которых человек выстравивает свою траекторию движения к поставленной цели (своему должному). В этом смысле онтологические установки управляют тем, что определяют способы достижения цели, а также те ресурсы, которые человек для этого использует.
Это приводит к тому, что в отдельные моменты времени человек может действовать таким способом, который противоречит исходной цели, может локально противоречить своему должному. Но это лишь кажущееся противоречие, поскольку через некоторое время, преодолев «преграду» (которая чаще всего была только у него в голове, в виде ограничивающей установки о сущем), человек возвращается на первоначальную траекторию своего движения к той же самой цели.