Процесс формирования и становления личной ментальности в течение жизни человека происходит в несколько этапов.
На самой ранней стадии развития ребенка в его мышлении под воздействием среды, в которой он находится, формируются некоторые содержания мышления, отражающие эту внешнюю среду. Наиболее устойчивые из них, часто повторяющиеся или имеющие яркую эмоциональную окраску (например, постоянные замечания или даже наказания родителей), соединяясь с волей и интенциями самого ребенка, его стремлениями и желаниями (изначально только физиологическими и психическими), образуют более жесткие структуры – ментальные установки. Именно на этом этапе формируется управляющая система по отношению ко всей будущей ментальности. Ее управляющая роль обуславливается тем, что на этом уровне происходит в некотором смысле «консервация» желаний и интенций человека. Соединяясь с сигналами, получаемыми человеком из внешнего мира и преобразованными в содержания мышления, установки рационализируют эти желания, «переводят» их на язык сознания, оформляют в виде предписаний и долженствований.
После формирования ментальных установок процесс «углубления» ментальности продолжается, поскольку природа сознания требует, чтобы установки были в чем-то укоренены (почему-то они не могут ни на что не опираться, обязательно требуется обоснование этих предписаний: возможно, это следствие требования логического закона достаточного основания) – формируются онтологические представления. Это еще более жесткие и глубокие образования в ментальности, которые, однако, уже не содержат в себе желаний и интенций самого человека и являются чисто интеллектуальными, логическими конструкциями из предельных категорий, доступных сознанию, обобщающих и доводящих до предела множество содержаний мышления и установок, накопленных человеком к этому времени.
Далее, при развитии навыка аналитического мышления, появлении идеи целого, установлении причинно-следственных связей человек достигает определенной «критической массы» установок и онтологических представлений (количества, глубины, качества связей) – происходит «сборка» всей ментальности. Из всего многообразия логически возможных онтологических схем (кусочков онтологических представлений) выбираются и собираются в личную онтологию лишь те, которые не противоречат уже существующим установкам (или даже обосновывают, укореняют их) – установки диктуют, предписывают, указывают на то, какие именно онтологические представления будут выбраны. Сами же установки переходят в статус предписаний и долженствований не только по отношению к самому человеку и некоторому его окружению, но и по отношению ко всему «новособранному» Миру.
Очевидно, что если не сформирована ментальность (на уровне установок) либо она противоречивая, «мягкая», то и выбор онтологических представлений невозможен. А когда этот выбор сделан, ментальность становится жесткой, статичной конструкцией, на которую внешние факторы в обычных жизненных ситуациях не оказывают существенного влияния (ситуации кризиса, ментального воздействия и пр. здесь не рассматриваются). Более того, ментальность становится своего рода «призмой», через которую все события внешнего мира переописываются и интерпретируются.
В этой связи, изменение онтологических представлений возможно исключительно с уровня установок. Только новые установки могут вынудить человека изменить свою личную онтологию. Новые установки, являясь выраженностью воли человека и требуя обоснования, стремясь укорениться в ментальности, будут перестраивать всю ее структуру, пока не получится более-менее удовлетворительная и непротиворечивая картина.