Есть одна очень хорошая иллюстрация того, что может двигать человеком. Всего две вещи: морковка-спереди (мотивы) и морковка-сзади (стимулы). И если про стимулы все более-менее понятно, то откуда берутся мотивы – вопрос далеко нетривиальный. Давайте рассмотрим его подробнее.
Изначально на пустом месте никакая мотивация невозможна. Для формирования мотива требуется предварительный этап – та самая морковка-сзади, некая внешняя вынуждающая сила, которая начинает человека раздражать, не удовлетворять, делать неприятно, некомфортно или даже больно. Тогда человек попадает в ситуацию необходимости / вынужденности выхода из этого состояния.
При этом конкретное направление выхода не определено, оно однозначно не задается вынуждающей силой и вариантов выхода существует больше одного (а вообще говоря, бесконечно много).
Человек готов рассмотреть любое из направлений, лишь бы это сняло его напряжение, устранило вынуждающую силу (или хотя бы уменьшило ее воздействие).
Вот тут впервые и появляется возможность для возникновения мотива. Когда человек начинает выбирать вариант выхода из ситуации дискомфорта. При этом остаются открытыми вопросы: почему он начинает выбирать, а не хватается за первый попавшийся вариант? Каков механизм выбора и от чего он зависит (т.е. почему выбирает именно то, что выбирает)? Наверняка, без ментальных оснований тут дело не обходится. Но это вопросы для отдельного обсуждения.
После того, как выбор сделан, человек уже «задним числом» приписывает этому выбору статус цели или мотива своего действия, утверждая, что на самом деле он к этому и стремился. Через некоторое время (когда источник раздражения исчезает) человек все еще продолжает двигаться по инерции (либо подталкиваться новыми стимулами) к намеченной цели, уже забыв об исходном вынуждающем стимуле и искренне полагая, что им движет именно мотив.
Также требует дополнительного обсуждения вопрос соотнесения предложенной схемы формирования мотивов с концепцией «свободы от» (связь со стимулом) и «свободы для» (связь с мотивом).
Подводя итог, сформулирую основной тезис: мотив двигает человека в том смысле, что задает определенное направление его движению, а стимул двигает человека в том смысле, что не дает ему остановиться, принуждая двигаться дальше.