Русское общество с самого его образования по своей сути являлось семейно-общинным. Это фактически определило путь формирования личности русского человека, главным достоинством которой признавались не ее индивидуальные нравственные качества, не ее достижения, а родовое старшинство и земельное имущество.
Многие основания современного русского общества берут начало из этого традиционного уклада. До сих пор наше общество – это во многом общество недорослей, которые нуждаются в старшей воле. «От меня ничего не зависит», «Все вернется на круги своя», «Жизнь покажет», «Все сложится само собой», «Есть что-то высшее».
До сих пор свобода – это анархия и нарушение границ. То, чего боятся, но при этом страстно желают.
До сих пор безбрачие, своеволие, личная независимость вызывают осуждение, а достойной личностью может быть лишь тот, кто посвятил себя семье и полезен государству и обществу. «У всех должна быть семья», «Жить нужно ради детей», «Важно быть нужным», «Важно быть не одному».
До сих пор тот, кто во главе государства – старший по роду, чья воля безгранична и неоспорима. Чья воля требует подчинения без осмысления и критики.
До сих пор мы уверены в том, что «своим сойдет с рук», что добрый старший простит и примет то, что сделано не по закону, не по правилам. Потому, что для своих закон не писан.
До сих пор отдельный человек не имеет достаточных оснований для принятия решений, их исполнения и ответственности за них, а свои желания не являются основанием для их реализации. «Не суди по себе», «Кто я такой, чтобы решать за других», «не суди, да не судим будешь». До сих пор мы ищем опору и определение вовне: в корнях, в нации, в половинках, в детях.
В итоге мы до сих пор имеем «великий народ» с «загадочной душой», который неделим на самостоятельные значимые единицы-личности.
Чтобы это общество повзрослело, многие его традиции безусловно должны быть нарушены…