Ментальность в российском юморе

Ментальные основания в современном российском юморе

Чему смеетесь? Над собою смеетесь!
(Н. В. Гоголь «Ревизор»)

Юмор – это, прежде всего, шутки. А шутка – это, прежде всего, парадокс, то есть какое-то логическое несоответствие. Это – важнейшая составляющая для появления шутки.

Вторая составляющая – этот парадокс должен иметь бытовую актуальность, что выражается в совпадении тематики с социальным адресом шутки.

Третьей составляющей является то, что форма, в которую все это облекается, должна иметь новизну. Это называется «новизна умозаключения». Другими словами, оригинальность.

В итоге мы имеем такую формулу шутки: парадокс  плюс  бытовая актуальность и оригинальность.

На мой взгляд, задача любой шутки более-менее серьезного уровня  – указать на какую-либо проблему, на какой-либо актуальный и пока еще не решенный вопрос, обнажить какую-либо нестыковку или абсурдность. Предполагается, что если человек над шуткой смеется, то это в той или иной степени про него, и он каким-либо образом сталкивался с данным контекстом или проблемой. Но давайте перейдем к самим шуткам. Оговорю, что все они взяты из «КВН», поскольку, на мой взгляд, это самое динамически развивающееся юмористическое сообщество страны.

Первая шутка из разминки. [1]

Какие способы воспитания детей вы считаете приемлемыми?

Мы в этом плане полностью полагаемся на Уголовный кодекс.

Нам смешно потому, что здесь имеет место логическое несоответствие: опираться на Уголовный кодекс в вопросах воспитания детей. Но здесь же кроется и проблема, ведь пространство для шутки создается актуальностью вопроса. В данном случае – это тема воспитания детей, а также вечная тема преступности.

Если проследить логическую цепочку от воспитания до преступности, то получится, что детей надо воспитывать для того, чтобы они не стали преступниками, то есть плохими людьми. При этом речь о воспитании хороших людей даже не идет. По умолчанию для большинства людей быть хорошим  – это всего лишь не быть плохим. А это значит, что нужно просто наказывать ребенка за плохое без всяких разъяснений. Этого достаточно для воспитания «полноценной личности». При этом учить хорошему никто даже не собирается.

В современном российском обществе практически отсутствует модель эффективного воспитания. А также отсутствует желание этим воспитанием заниматься. Это ведь сложная и непонятная область. И вообще для этого, как полагают многие люди, есть воспитатели, детские садики и школы. Смех в данном случае вызван тем, что между воспитанием и Уголовным кодексом убраны все прослойки, и эти две вещи сопоставляются напрямую, что является большой неожиданностью для зрителя.

Идем дальше. Фраза «мы в этом плане полностью полагаемся на Уголовный кодекс» говорит о простоте, нежелании заморачиваться, а также об отсутствии адекватных альтернатив и нежелании эти альтернативы искать. Поэтому остается полагаться на то, что уже есть, за неимением лучшего.

И это относится не только к вопросу воспитания, а затрагивает весь контекст семейных отношений, в которых у большинства людей нет каких-то правил и норм, кроме непонятно откуда взявшихся предубеждений.

Однако, люди об этом задумываться не хотят, и шутка это единственный доступный способ обратить их внимание на эту проблему, поскольку о рефлексии в данном вопросе речь не идет: реакция большинства людей здесь не выходит за рамки смеха.

 

Рассмотрим следующую шутку. [2]

Камызякские архитекторы чтобы сохранить единый архитектурный стиль города, не вмешиваются в процессы эрозии и гниения.

 

Что скрывается за данной шуткой? Проблема общероссийская, а именно: проблема ветхости и разрухи. Все о ней знают. Но зачем архитекторы не вмешиваются в процессы эрозии и гниения? Прошу обратить внимание: не «почему», а «зачем». Почему — понятно. Потому что нет денег, и вообще все разворовали, но об этом речь не идет. Давайте по порядку: не вмешиваются, хотя могли бы, и вообще надо бы, но поскольку условий для этого нет, то мы, архитекторы, бессильны. От нас ничего не зависит. Остается только бездействовать и прикрываться красивыми фразами, чтобы сохранить свое лицо. Понятное дело, что это шутка, и в реальной жизни никто так не говорит. Но принцип — тот же. Шутка все это упрощает, обобщает и обостряет. В этом, собственно, и есть ее задача: показать, что когда люди бессильны, то, чтобы этого не признавать, прикрывают свое бессилие чем угодно.

 

Рассмотрим еще одну шутку. [3]

Чеченская девушка знала, что нельзя звонить первой. Поэтому полгода ждала, когда скорая помощь позвонит ей первой и заберет с аппендицитом.

 

Сразу исключим национальный контекст. Это не только про чеченских женщин, так как основание, которое лежит в этой шутке, может затрагивать и всех российских женщин. Почему-то считается, что женщина первой звонить не должна. Хорошо. А почему не звонить-то? Что может произойти, если девушка позвонит первой? Как правило, всегда говорят, что не принято. Мужчина должен проявлять инициативу.

Это проявляется и в других действиях между мужчиной и женщиной. Получается, что женщины идентифицируют мужчин по их долгам. То есть по тому, что должен уметь делать мужчина, чтобы быть мужчиной. А себя женщины  идентифицируют по тому, что они не должны делать. Получается, что мужчина постоянно должен, а женщина не должна. Вот и выходит, что женщина никогда никому ничего не должна, и максимальный предел ее ответственности – это ее семья. А мужчина всегда и всем должен, в том числе и за пределами своей семьи. Это настолько вживается в мозг тем и другим, что порождает кучу проблем в отношениях.

Главный вывод, который можно здесь сделать, что в юморе всегда зашито нечто большее, чем просто шутка. Об этом писал еще Зигмунд Фрейд [4]. Но сейчас, благодаря ментальному подходу, мы можем посмотреть на любую самую безобидную шутку глубже, увидев в ней не только какие-то проявления психики, но и основания многих поступков человека, которые едва ли можно назвать смешными.

[1] КВН 2013. Высшая Лига. Первая 1/8 финала. Команда «Сборная Камызякского края по КВН». URL: http://www.youtube.com/watch?v=kE3RKLORAGU
[2] Сборная Камызякского края по КВН (КАМЫЗЯКИ). URL: http://www.amik.ru/Jokes/sid1027.html
[3] Сборная Чеченской республики (г. Грозный). URL: http://www.amik.ru/Jokes/gid1419/pg18.html
[4] Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.: Азбука, 2014. 288 стр.