Интервью с Павлом Зуевым

— Павел, скажи мне, как ты считаешь, когда началась история создания сообщества?

— Я считаю, что история сообщества, которое сегодня есть, началась не с создания ментологии, как курса обучения, а еще раньше, с людей, которые бывали у  А. Б. Мурашова на мастерской ментальных изменений в течение более 15 лет,  и с пространства, которое в тот момент называлось «Клуб мастерской ментальных изменений». Это началось примерно с 2008 года как некое пространство, которое поддерживало бы людей и то настроение на  изменения, которое у них создавалось на мастерских. Я принимал участие в этом клубе, видел тех людей, которые были на мастерских, видел что с ними происходило, видел про что они разговаривали. На тот момент я понимал, что у А. Б. Мурашова есть какой-то опыт,  навык делать с людьми то, что он делал на мастерских. Как-то на них влиять, их изменять, создавать такое пространство, в котором люди про себя что-то понимали, видели и слышали, что говорят другие люди по каким-то вопросам: общим, важным, философским, глубоким вопросам. Поэтому, на мой взгляд, история сообщества начинается не с 2010 года, а раньше.

— Был ли замысел на создание сообщества?

— Мне сложно сказать. Был ли какой-то замысел или нет. Мне известно, что были какие-то мастерские, после которых люди выходили с новыми пониманиями, несколько разобранные и им нужно было какое-то поддерживающее пространство, где они могли бы говорить о том, что у них происходит после. Думаю, потом возникло и все остальное. Клуб возник как реакция именно на это. После 2008 года был перерыв, а после 2009 года был перерыв полгода, после которого ничего не происходило, а затем возникла ментология. За те 2008-2009 года сформировалось некоторое количество людей, которым стало интересно про это разговаривать, которые могли про это говорить, и которые ходили уже не в поддерживающее пространство, а в пространство, в котором удобно находиться, разговаривать. Причем не на бытовые темы, а на вопросы по сути.

— Ты говоришь они могли говорить про «это», это про что?

— Про то, как в мире все устроено, причем небытовым языком, а достаточно сложными мыслями, которые другие люди редко понимали, вследствие того, что у других людей не было опыта мастерской, и они не привыкли разбираться в сути каких-то вопросов и тем. Кому-то это может показаться глупым и дурацким, но они приходили и разбирались в темах, таких как: что такое семья, зачем нужны отношения, зачем нужны дети, зачем изменяться и вопросы подобного рода. Они приходили разбираться и говорить, а что они думают об этом на самом деле, понять, про что эти вопросы. Они хотели про это думать, чтобы сформировать  для себя какуюто свою позицию, чтобы понять, что про это дальше думать. Для меня это было таким уникальным пространством, поскольку я нигде ранее не встречал людей, которые бы говорили об этом, о такого рода вопросах. Что в итоге сформировало людей, способных разговаривать на подобные темы. Если отсылаться к тому как создан был подход, то на этих клубах происходила некая демонстрация  подхода, когда вопросы задавались по сути. Иногда лично, иногда всем, кто пришел. И Мурашов периодически некоторых людей быстро разбирал, показывая, что у людей нет позиции или они не понимают, почему так считают. Многие тогда это видели и именно тогда начали схватывать, о чем идет речь.  Было видно, задаются не просто вопросы, а вопросы задаются из какойто системы, какого-то понимания. И многие уносили это в свою жизнь, после клубных встреч задавали вопросы своим близким, друзьям и рассказывали про это.

— А почему приходили на клуб?

— На клуб приходили, чтобы поговорить и поделиться теми мыслями, которые у них возникают после мастерских. Мастерская давала новый опыт виденья Мира, отношения к Миру, и человек выносил это в свою повседневную жизнь. Там возникали  реакции, происходила химия нового взгляда и Мира, и там уже у него возникали новые мысли, новые идеи, и ему нужно было делиться с людьми, которые бы его поняли, с которыми он мог бы об этом поговорить. Именно за этим люди и приходили на клуб, в первую очередь.

— А как возникли ментальные технологии и ментальный подход как самостоятельные явления? И как возникло ментологическое сообщество?

— Сначала в 2010 году, в марте была сформирована идея передачи подхода, рассказывать людям  и учить тому,  что происходит и как происходит на мастерской людям, как их проводить. Та первая группа людей, которая пошла на обучение в июне 2010 года и начала формировать сообщество ментологов. Сначала для многих это было сродни дополнительному образованию. Постепенно, пока шло обучение, набиралась следующая группа, и в сентябре 2010 года возник такой формат как супервизия – практика ментального подхода, его освоение. Это и начало формировать именно сообщество, люди начали практиковаться, уделять этому больше времени.

— Какие основные вехи были в этом сообществе?

— Если говорить широкими мазками, то выглядит следующим образом. 2010 год – представление ментологии как обучающего курса, ментологии как подхода, начало обучения. Начало обучения и начало практики на супервизии. Между тем продолжалось обучение и мастерские. В 2011 году летом было сформировано понимание, что нужно формировать отдельный центр ментальных технологий как пространство, в котором занимаются ментальным подходом — ЦМТ. В ноябре 2011 года проводится первая конференция по ментальным технологиям. В 2012 году – весной начинается плодотворная работа по развитию ЦМТ, начинается создание отдельных семинаров и их запуск. Даже были несколько людей, которые над этим активно работали. Была проведена вторая конференция для ментологов по трудностям работы и применения ментального подхода. Потом осенью 2012 года проводится третья конференция по ментальным технологиям. Были еще интенсивы для ментологов.  А также корпоративы для ментологов. В 2013 году —  интенсивное обучение, конференция ментальных технологий. В апреле 2014 года – первая школа ментальных технологий – событие для тех, кто незнаком с ментальными технологиями. Оно было большое и красочное и предназначено для тех, кто не знаком с подходом. На данное событие были привлечены известные эксперты и лекторы, которые сделали это довольно ярким событием для людей.

— А что можно сказать про сообщество с нехронологической точки зрения?

— С одной стороны можно сказать, что за четыре года около 140 человек закончили обучение. Разумеется, активных и деятельных, тех, кто продвигает и развивает подход, меньше чем тех, кто просто посещает мероприятия. Если говорить про изменения, то тут появляется много различных факторов, о которых можно вести речь. С одной стороны, люди обучались. Но помимо обучения ментологии было еще много других событий  — клубы, супервизия, интенсивы, мастерские ментальных изменений – все это в совокупности, так или иначе, формировало их, отпечатывалось в них. Это давало новые понимания и новые вопросы. Они продвигались в вопросах. Достаточно сложно сказать  в каком конкретном направлении люди изменились. Если говорить об одном значимом  факторе, который я бы мог выделить – люди стали жить значительно более эффективнее. Они перестали делать для них бессмысленные вещи, которые раньше они делали на автомате. Многим из них стало понятно, что у них в жизни происходит само собой, а что нет. Для многих менталный подход стал инструментом профессиональной деятельности, в управлении, в работе с людьми. Еще важный момент. В 2012 году произошла первая аттестация ментологов. Сегодня таких порядка 20 человек. Сертифицированный  один — Яна Осенняя, которая уже с весны 2013 года ведет мастерские, что является важным маркером для ментологов вообще. Выход в практику для ментолога означает то, что он берет ответственность за людей и за их изменения, что очень важно.

— Какое самое важное событие для сообщества произошло кроме обучения?

— Каждая конференция, школа, одно невозможно выделить.

— Что тебе нравится в этом сообществе и людях?

— Они интересные, задают хорошие вопросы.

— Чем они занимаются сегодня? Какие задачи?

— Сегодня с одной стороны есть задачи по описанию теоретических вопросов. С другой стороны есть задача формализации и систематизации методик работы. Дальше есть задачи по подготовке людей которые в ментальном подходе работают с другими людьми. Ментальный подход хорош тем, что он применим к любому содержанию произведенным человеком или группой людей. С другой стороны есть задача по технологизации и систематизации наработанного материала. Кроме того, есть задача по переносу активного центра подхода в Санкт-Петербург.

— Большое спасибо за интервью!