Региональная ментальность на примере России и США

Русская пословица говорит, что лучше синица в руке, чем журавль в небе. При этом каждый знает, что лучше, конечно, журавль в руке, поэтому не берутся иногда и за синицу. Американец предпочитает синицу в руке, только это перекачанная стероидами генномодифицированная синица.

Прежде всего, стоит оговориться, что когда мы рассуждаем о национальной ментальности, как о русской, так и об американской, то мы не утверждаем, что все данные черты принадлежат всем представителям той или иной нации.

Как в российской, так и в американской ментальности существуют региональные ментальности. В российской можно выделить южно-русскую, сибирскую, северно-русскую, дальне-восточную и центральную ментальности. В американской характерными отличиями обладают различные регионы, которые делят и по политическим, и по культурно-историческим, и по географическим критериям на красных и синих, янки и дикси, внутренние районы и побережья. Колин Вудард заходит еще дальше и утверждает, что в составе США и Канады проживает 11 самостоятельных наций, с различными культурами, интересами и ценностями, влияющими на все: от отношения к налогам и государственному регулированию до вопросов, касающихся применения смертной казни и права на ношение оружия [i].

Опыт общения с представителями разных регионов позволяет утверждать, что они имеют отличительные черты, особенности в ментальности, однако можно ли говорить о специфической региональной ментальности, или же только о некоторой специфике в каждом конкретном регионе. В этом плане можно ли утверждать, что есть ментальность москвича, нью-йоркца или петербуржца? В целом, конечно, можно, потому что любая ментальность – это сложившаяся практика мышления, и, если есть какая-то общность, то есть и общая ментальность. Например, практика скотоводства и легкость, с которой можно угнать скот, возникает ценность «нужно уметь постоять за себя», «защитить свое». А это определяет отношение к ношению оружия (например, на среднем востоке США), которое отличается от отношения (например, на севере), где практика городской жизни и большей плотности населения породила большее упование на государство для обеспечения безопасности.

Что такое региональная ментальность? Ментальность, характерная для определенного региона. Почему в каком-то конкретном регионе ментальность отличается от ментальности другого региона? Потому что на ментальность оказывает влияние множество факторов. Для того чтобы как-то систематизировать эти факторы, я воспользуюсь концепцией, которую предложил Георгий Гачев, российский культуролог и, как он себя называл, вольный мыслитель, который достаточно много времени посвятил исследованиям национальных ментальностей, национальных образов мира. Итак, из чего же складывается национальная ментальность? Гачев предлагает концепцию Космо-Психо-Логос, который складывается из трех частей: Космос – это природа, окружающая среда, которая определяет и описывает отношение к пространству и времени. Ландшафты определяют отношения к пространству, расстояния – ко времени. Климат – к миру в целом. Так, люди, поколениями живущие в мягком умеренном климате, не будут ждать от мира сюрпризов, а если климат суров и катастрофичен, то человек будет ждать подвоха и «смотреть по сторонам». Также частью природы является региональная еда. Живая природа определяет способ, которым пища добывается и производится, а это определяет основной формат действий человека и взаимодействия между людьми. Крестьянин сеет и пашет согласно циклам природы, а сеять и пахать надо вовремя, соответственно, появляется привычка планировать, делать все в свое время. Эта деятельность в достаточно большой степени задает ментальность и начинает влиять и на другие сферы жизни. Психея – национальный характер, в котором складываются культурные особенности, генетика и темперамент. Он, темперамент, касается области, которой занимается психология, поэтому я не буду на этом останавливаться, ведь нас больше интересует Логос. Логос – это строй мышления, который определяется языком, тем, как он устроен, какие у него существуют синонимы, ассоциации, коннотации и интуиции.

Что укажет нам на возможную разницу ментальностей национальных и региональных? Например, отношение к ценностям. Автор прав по поводу различных интересов наций внутри Америки, но можно ли сказать, что эти нации обладают собственной достаточно различной ментальностью? Что тогда мы можем сказать о региональных ментальностях России и США в связи с пониманием того, как происходит ментогенез, то есть формирование ментальности обществ, живущих в разных условиях?

И в той, и в другой стране налицо разнообразие климатических и географических зон, а также разнообразие видов деятельности, которые диктуют различные интересы. Однако в США освоенность территорий гораздо выше, чем в России, вся земля там чья-то, за исключением, может быть, пустынь, да и те приспособлены под солнечные батареи, военные базы и Лас-Вегас. Следует оговориться, что американцы на юге практически не соприкасаются с природой, которая их окружает. Они выходят из кондиционированного помещения в кондиционированную машину, в кондиционированной машине едут до кондиционированного торгового центра, кинотеатра или ресторана, перемещаются исключительно в скафандрах из стекла и металла. В этом плане интересно и распространение различных сегвеев и прочих самодвижущихся каталок на территории Штатов. Конечно, это общее свойство человека – создавать искусственную природу вокруг себя, и вообще жить во внеестественном мире, но американцы возвели эту идею в абсолют, и конструируют максимально искусственное пространство из искусственных поверхностей, климатического контроля, помещений, зданий и автомобилей, произведенных на конвейере, и даже еду производят, кажется уже на заводах, а не на фермах.

Характерной чертой американской ментальности я считаю право на свое вмешательство во все, в мироздание в целом, и здесь они действуют в соответствии с принципом божественной оправданности, который гласит, что, если я прав, если я добился успеха, если у меня все получилось, значит, этого хочет бог. Прав тот, кто пытается (см. американское отношение к успеху). То есть по умолчанию американцы дают себе право действовать, а потом уже вступают в контакт с ограничениями общества, государства, природы. И это право носит тотальный характер, пока не ограничено общественной моралью, законодательством или усилиями других людей. Вообще это вполне себе протестантский принцип, что богатеть и преуспевать вообще не грешно, что надо трудиться, и бог тебя вознаградит, надо только усердно работать.

Российская и американская ментальности различаются инструментально, потому что россиянин тоже дает себе право на действие по умолчанию, только там, где американец дает себе право внести что-то в мир, русский дает себе право использовать что-то. Там где американец переделывает сам мир, внося в него изменение, русский меняет отношение к существующему миру и порядку вещей. Здесь сказывается деятельностное различие. Американская ментальность индустриальна по своей сути, это ментальность промышленника, производителя. Тут вспоминаются манифесты Джона Галта (Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»). Американцы придумали идею «делать деньги» (см. Джон Галт, о деньгах), что деньги, то есть благо можно производить, не наследовать, не получать и даже не зарабатывать, а делать, то есть умножать число ресурсов силой собственной мысли. Кстати, именно так американцы поступают с долларами, производят и экспортируют. Это в корне отличается от статической картины мира, характерной, в том числе для русской ментальности, в которой действует закон сохранения энергии, что если где-то что-то прибыло, то где-то убудет. В этом есть одно из фундаментальных отличий между американской и русской ментальностью.

Российская ментальность — это ментальность охотника, добытчика, у нас мужчина в семье – добытчик. Тот, кто уходит в мир и приносит добычу, то есть по большому счету берет в другом месте и приносит в дом. А в Америке говорят man has to provide for his family, поставлять, предоставлять, фактически производить. Вообще это во многих областях проявляется. Это часть отношения к миру. Мир для меня, в нем надо «улучить момент», «выследить добычу», что-нибудь «урвать». Вспоминаются огромные просторы Сибири, люди, живущие один на один с большим, враждебным миром, люди, занимающиеся не промышленностью, но промыслом. А чем еще заниматься в глуши, где ничего особо не растет?

Итак, как мы видим, в аналогичных ситуациях, схожих вызовах сложного климата и огромных просторов русские и американцы делают разные выборы. Зачастую противоположные. Значит, дело не в том, как ментальность формировалась, точнее, не во внешних условиях. Если говорить в причинной логике, то американскую ментальность определило то, что она искусственная, она была создана отцами основателями на принципах, заимствованных из английской традиции отношения к личности и к свободе в логике самоограничений. Российская же ментальность в этом плане стихийна, естественна, потому что сложилась в силу естественных причин. Грубо говоря, на ценностном уровне для американцев было важно договориться один раз так, чтобы на этом фундаменте выстроить общность. У русских никогда не стояло такой задачи, по крайней мере, точно не стояло в начале, а потом было уже поздно.

Какие ментальные основания определяют такое отношение к миру? У русских это «от меня ничего не зависит», а у американцев «за все надо платить» или «все надо заслужить». Это и определяет разницу между региональными ментальностями.

Вывод: определяющими основаниями ментальности являются все-таки основания языковые, т. к. именно они обусловливают строй мышления. Однако язык не обусловливает ценности. Ценности являются культурно-историческим материалом, приобретенном на этом языке, в течение истории нации. Однако и культурный материал, отношения к событиям собственной истории уже строится из ценностей, утверждаемых той или иной формой деятельности, распространенной на территории. Ни одно из данных оснований не является тотальным, кроме языкового, поскольку деятельность изменяется, культурный опыт приобретается как на территории региона, так и за его пределами, но язык определяет именно способ мышления, соотношения понятий и структуру ментальности, в связи с чем региональные ментальности можно считать скорее подвидами, производными национальной ментальности, но никак не наоборот. В этом смысле американская ментальность является производной от британской именно по причине одного языка. Однако освобожденная от традиций и влияния первой родины, помещенная в новые условия освоения больших территорий и экзистенциальной необходимости, бывшая колония смогла произвести иную культуру, которая и задала новые основания американской картины мира. В этом плане «американские нации» могут иметь разные мнения по одному и тому же вопросу, но эта разница, скорее, проистекает из разных интересов, чем из разных ценностей. Региональные же ментальности России и вовсе являются одной ментальностью, помещенной в разные внешние географические и социальные условия.