Установочное сообщение «Ментальность в меняющемся мире»

«Ментальность в меняющемся мире»

Конференция ментологов, 01-02 ноября 2014 года, Россия, Томск.

«URBI ET ORBI», Граду и Миру


©: Алексей Мурашов. Томск, 2014.

  Установочное сообщение (доклад)

Всемирный день мужчин. Вручение аттестатов и сертификатов. Приветствие участникам, гостям, спикерам. Благодарность организаторам. Характер моего установочного и заключительного выступления и брифинга.

Конференция проходит в сложных условиях. Ситуация в стране и мире. Трансфер подхода и проектов. Ограниченность ресурсов. Растущее количество ментологов. Вариативность мнений.

Вместе с тем уровень сообщества и конференции растет. Состав спикеров. Новые формы (панели). Проведенная ранее Школа и другие события. Аттестации и сертификация. Начавшиеся новые процессы (англотрансфер).

 

Тем важнее и интереснее тематика конференции этого года. История тематик конференции.

Ментальный подход и ментальные технологии: теория и практика.

I конференция ментологов, октябрь 2011

Здесь мы впервые заявили о себе и своих намерениях и притязаниях, поставили вопрос

о ментальности и ее статусе, определили свое место в его решении, посмотрели на то, как смотрят на ментальность сферы культуры.

Ментальные технологии: практика развития

II конференция ментологов, март 2012

Здесь мы рефлексивно оценили начавшееся движение создания подхода, практик, сообщества, наметили основные проблемы, направления работы, перспективы, способы продвижения и обучения, векторы развития. Определили место и миссию подхода в процессах развития.

Мир в ментальном измерении

III конференция ментологов, октябрь 2012

Здесь мы говорили о том, как тотально проявление ментальности, как можно видеть все или многое, что происходит в мире в призме ментальности, смотрели на мир из ментального подхода, сформулировали его базовые принципы более четко. Рассмотрели ментальность как поле изменений реальности, себя и других.

Конференция «Мир в ментальном изменении»

IV Конференция ментологов, сентябрь 2013

Здесь нас интересовало уже то, как существующий мир может меняться средствами ментального подхода и создаваемых нами практик и технологий. Уточнили направления развития теории и практики подхода, ментальную ситуацию в России и мире, как происходят ментальные изменения в социальной среде и отдельной личности.

И вот V конференция, «Ментальность в меняющемся мире». Почему выбрана такая тема. Почему заявлен именно такой масштаб осмысления и разговора. Мир действительно активно меняется. Политически, экономически, культурно и социально. Происходят большие глобализационные, интеграционные и дезинтеграционные процессы. Мультикультурные и национальные. Прогрессивные и регрессивные. Эпоха великих перемен и фазовый переход. При этом идут и куда менее заметные, но более значимые процессы изменения не только мироустройства и миропорядка. Но и общих представлений человека о мире. От ренессанса религий и национальностей до серьезных прорывов науки в знаниях о мироздании и человеке.

Возникающие при этом новые картины мира, новые страхи, новые ожидания и новые горизонты неминуемо меняют и самого человека в соответствии с изменениями его представлений и образов о себе и мире. А это по нашему мнению и есть ни что иное, как ментальность. И она также претерпевает существенные изменения. Происходит подвижка поистине тектонических слоев в содержательной психике, содержаниях мышления, вслед за этим в эмоциях и в целом психических процессах. Это неминуемо породит другие смыслы, выражающие известные идеи, а возможно – и совсем иные идеи, что особенно захватывает дух.

Прежде всего это касается вопросов идентичности, образа мира и себя в мире, ответов на вопросы «как устроен мир», и «что делать в мире устроенном так». Главные вопросы в новых ответах, на которые человечество ожидают наибольшие перемены и потрясения это вопросы жизни и смерти, смысла жизни и бытия, вопросы разных прав и ухода от безусловного равенства людей, вопросы пола и связей между людьми, вопросы связанности материи и сознания, жесткой связи мира материи и мира духа. Вопросы нового человека, иного человека, пост-человека. И все связанные с этим вопросы изменений – кто будет принимать о них решения и кто будет их осуществлять.

Поэтому темой конференции этого года и соответственно самой общей рамкой для всей нашей работы в эти два дня и далее стал именно вопрос о том, что происходит с ментальностью людей, живущих в быстро меняющемся мире. В свою очередь эта рамка предполагает два больших сегмента, разделенных нами по дням.

 

1 день. Как перемены вокруг влияют на ментальность? Анализ

 Тема первого дня, сегодняшнего – это как перемены вокруг влияют на ментальность. Разбираясь с этим нам предстоит анализ, настолько комплексный, какой мы можем себе позволить в этот раз. Что сегодня происходит с ментальностью, куда и как движется ментальность, кто и что сегодня более всего влияет на изменения ментальности – все это сегодняшний разговор. В нем примут участие спикеры, являющиеся специалистами в области философии, социологии, психологии, истории, литературы, а также религии, музыки, науки, журналистики, психиатрии.

На что я хотел бы обратить внимание уважаемых спикеров и аудитории предваряя этот большой разговор. Не нужно пытаться прийти к общему мнению по обсуждаемым вопросам. Чем более разными, может даже отчасти отраслевыми будут позиции при обсуждении этих вопросов, тем более емкую пищу для ума мы сможем предоставить всем участникам нашего события, в том числе и каждому из нас самих. Не держите в уме задачу договориться, равно как и задачу убедить коллег в своем взгляде. Особенно это касается частей, где разговор пройдет в жанре панельная дискуссия, предполагающем обмен мнениями, но не дебаты до победы.

Поделюсь и своими соображениями по обсуждаемым вопросам. Надеюсь, что заявляемые мной, а возможно и моими коллегами ментологами позиции будут спорными. Конечно, по моему мнению, изменяющийся мир, внешняя по отношению к человеку реальность, в которой он живет, в которую погружен всем своим существом никак не может не оказывать на него всеобъемлющего изменяющего влияния. В этом смысле я полагаю что внешняя реальность задает рамки и векторы всех изменений в так называемом внутреннем мире человека, в его убеждениях, ценностях, принципах, правилах, речевках, которыми он мыслит и говорит, установках из которых он производит в своей жизни всё, все свои желания, решения и действия. Именно так мы видим это в ментальном подходе, считая установки, выражающие идеи и смыслы, которыми живет человек основаниями, из которых он производит всю свою сознательную активность и деятельность.

Вопрос в том, как действует на него изменяющаяся реальность? И не просто меняющаяся дежурным образом, как происходит всегда, а меняющаяся быстро, фундаментально, взрывно и лавинообразно, требующая для того чтобы быть эффективным, оставаться на плаву, а иногда и просто выжить – почти молниеносно по меркам продолжительности человеческой жизни поменять основания этой самой жизни и жизненные парадигмы, в которые она помещена? Чем отличается влияние такой стремительно и глубоко изменяющейся реальности от повседневного обычного влияния внешнего мира, который конечно и всегда является источником проектирования мира внутреннего? Полагаю, что такие процессы являются сильным испытанием для средненормального человека, испытанием на излом, на «вынос мозга», и считаю что далеко не все эти средненормальные люди в состоянии с этим вызовом адекватно справиться.

Однако в разнонаправлено меняющемся мире очень трудно определить мейнстримы и тренды изменений, которым теперь надо соответствовать чтобы продолжать жить и тем более жить не хуже чем ранее, или лучше чем ранее, не хуже или лучше других. Тенденции, которые удается людям отследить не дают им безусловных выборов «правильного направления» своих изменений. Даже если это тенденции большинства – они всегда могут оказаться ошибочным поветрием «стадного чувства толпы», если же это маргинальные устремления меньшинства, пусть даже яркого и явно мыслящего, того, которое умнее, факт их маргинальности на фоне более распространенных взглядов пугает выбирающего человека, и он не может последовать за ними.

Все вы знаете как это происходит на другом простом примере, когда при дорожании валюты все массово бегут ее покупать, когда делать это уже точно поздно, но никто из этих людей был не готов делать это тогда, когда это делало маргинальное меньшинство, в условиях когда большинство считало что еще все почти в порядке. В этой связи ментальность или консервируется, или становится все более фрагментарной, не целостной, рваной, пытаясь соответствовать сразу всем разнонаправленным требованиям внешней реальности. Конечно, это не удается. Что происходит с человеком тогда? Чаще всего он теряется, становится все более отчужденным, замкнутым, апатичным и асоциальным, социально аутичным, все более живущем в своем глубоком и тщательно охраняемом от всех внутреннем мире, чем в пугающей, непонятной и непредсказуемой изменяющейся и давящей внешней реальности.

И только очень незначительное число персон прорывается в этих условиях к новому качеству представлений, «свергая старых богов», рождая новых, определяя новые идеи и смыслы, переосмысляя и переопределяя всё или многое. Лучшие из них создать новые правила жизни для себя и всех остальных, худшие – воспользуются смутой перемен для своего блага и только. Но можно ли хотя бы в самых общих чертах определить, каковы же контуры этой «новой ментальности», куда она движется? Пожалуй, все-таки можно. Следует лишь оговориться об изменениях чьей ментальности вести речь, и есть ли общие черты в изменениях ментальности людей живущих в Африке, Европе, Азии или России? От чего это зависит? Зависит ли это от экономической и политической ситуации в стране, культурных и социальных процессов? Конечно да.

Если говорить об общих чертах таких изменений, то я назову с одной стороны усиление атомизации, отделенности каждой ментальности от «всемирного процесса», с другой стороны – поиск новых опор для групповых ментальностей, формируемых как в традиционных социальных группах – по полу, возрасту, профессии, религии, национальности и так далее, так и в новых общностях, формируемых по иным – идейно-смысловым основаниям.

Таким образом, если давать самый общий ответ на вопрос куда и как движется ментальность то ответ будет таким: в направлении дискретизации и противостояния ментальностей в основе которых лежат какие-бы то ни было традиции и устои, или как модно теперь говорить – скрепы, и ментальностей совершенно нового типа, разных маргиналов, произведших новые идеи и смыслы и создающие общности по этим основаниям, как когда-то создавались общности известных мировых религий. Введу новое понятие для обозначения этих новых людей и их новых общностей — назову их неосами. Полагаю перспективу противостояния старых и новых ментальностей, в том числе жесткого, доходящего до физического истребления носителей длительной перспективой для нового мира, при этом кто выйдет победителем в ближайшем раунде – традиции или неосы, пока неизвестно.

Предваряя также разговор «об агентах влияния» на изменения ментальности хочу особо обозначить лишь следующее. На мой взгляд сегодня очень слабым влиянием на ментальность обладают классические агенты, такие как философия, наука, литература и вообще искусство (за исключением кино, о котором будет сказано особо). Из классического ряда преуспевающими и растущими сейчас являются лишь религия и эзотерика – что тоже вполне характеризует те процессы, которые происходят с людьми и их психикой и мышлением. Однако и им не сравниться с электронными носителями влияния, которые давно перестали быть лишь средством передачи «ментального посыла», и вполне являются формирующим его источником. Прежде всего это конечно телевидение и интернет, которые, как мы видим сегодня, давно уже не транслируют существующую первую реальность, а создают, формируют какую угодно реальность, которая в сознания потребляющего их продукт легко вытесняет реальность, созданную его собственным опытом восприятия, здравым смыслом или формальной логикой. В этой связи хотел бы особого разговора о влиянии он-лайновой жизни на ментальность в соответствующей секции, и о том, возможен ли баланс негативного и позитивного влияния. На мой взгляд сегодня такого баланса нет.

Как и обещал, несколько слов особо о кино как агенте влияния. Его значение трудно переоценить, оно оставило далеко позади прочие сферы искусства. Все вы легко назовете немало фильмов, которые прямо-таки принято называть «изменяющими жизнь и сознание», начиная от пресловутого «Секрета» или «Духа времени», и заканчивая более осмысленными и художественно ценными фильмами «Начало», «Меняющие реальность»,»области Тьмы», «Мирный воин», ну или хотя бы «Матрица» и «Аватар». Показывать как меняется мир и что это делает с людьми, с их внутренним миром и картинами мира – стало модно и эти фильмы показывают нам как именно по мнению сценаристов и режиссеров это должно происходить, создавая образцы этих изменений. К слову сказать, во многих таких фильмах мы все более видим ту самую войну нового и старого, неосов и традиций, о которой я говорил ранее. Все уже сделано, все распоряжения даны, бойцы подготовлены. И ведь что занятно, кино и в самом деле влияет на убеждения людей, сколь бы фантастичным не был сюжет и герои – все чаще это воспринимается зрителем как реальность, которая тоже может быть, утверждая картину множественных реальностей в том числе. Надеюсь обо всем этом тоже состоится имеющий смысл разговор на сегодняшней вечерней дискуссии с кинопоказом. Разговор будет предварен сообщением о сравнительном анализе полнометражного кино и телесериалов.

Насыщенность сегодняшнего дня нашей конференции требует обозначить еще два его эпизода. В частности в секции «Как меняется ментальность в мире, общностях и людях» я ожидаю и настойчиво прошу не только обсуждения заявленных докладов и их проблематики, но и обязательного удержания рамки этой секции, заданной мной. А именно разговора о том, что все те изменения ментальности, о которых я уже сказал и о которых будут говорить сегодняшние спикеры и докладчики, проецируются послойно, и часть из них затрагивает всез людей в мире (какие это изменения – необходимо обсудить и обозначить), часть захватывает разные общности (национальные, социальные, половые, возрастные, религиозные и другие), а часть проявляется в лишь в персонах, причем избирательно. Прошу начать процесс понимания этого.

Ну и наконец, сегодня же у нас пройдет работа условно внутренней секции ментоологов «Теория, практика и технологии ментального подхода». Условно внутренней – потому что она открыта для всех, а не только для ментологов. И у нее свои, особые задачи. Сформулирую лишь особо приоритетные из них на мой взгляд. Это программные выступления от групп ментологов, работающих над развитием теории и практики подхода, технологизации обучения ментологов. Важным считаю также разговор о частотном анализе установок и перспективы формирования новой, более мене завершенной версии списка базовых установок и их частотности, существующую сегодня версию нахожу не вполне приемлемой как по составу так и по формулировкам. Возможно для уточнения понятий придется ввести в оборот какие-то новые понятие, в частности понятие мета-сообщения, содержащегося в установке и передающего скрытый смысл. Оно может дополнить уже известный нам понятийный ряд мышление-речевка-установка-смысл-идея. В этой же секции считаю уместным и возможным разговор о практике тьюторства, нашем регулярном практикуме и других внутренних вопросах.

 

2 день. Какие перемены в ментальности нужно менять? Синтез

Переходя к материалу второго дня, того, что программой предусмотрено завтра сразу продолжу внутреннюю тему. В секции «Задачи развития ментального подхода» предстоит рассмотреть не только материалы заявленных докладов, но и ряд других вопросов. В частности, особое внимание участников секции обращаю на тему англотрансфера ментального подхода, разработки тестовых систем в ментальном подходе, в том числе машинных, обсуждение подготовленного проекта кодекса этики ментолога и перспектив развития сообщества, включая создание Ассоциации ментологов. Более того, если позволит время и иные возможности, хотел бы хотя бы начала разговора и обозначения предварительных рамок в таких вопросах как изменения в аттестации и сертификации ментологов, издание регулярного журнала, перехода к вебинарным программам, создание региональной сети. Хотя, конечно, учитывая имеющиеся в секции полтора часа это скорее обозначение задач на будущее.

Однако же основным лейт-мотивом завтрашнего дня будет развитие всех разговоров, которые должны состояться еще сегодня, но в другом ключе. Ибо завтра, от сегодняшнего анализа влияния мировых перемен на ментальность мы должны будем перейти к рассмотрению вопроса о синтезе, а именно поиску понимания того, какие из этих происходящих перемен не являются верными, полезными и что с этим можно сделать. Это очень серьезный вопрос, поскольку являет собой замах на так называемый «естественный ход событий». Да-да, вопрос ставится именно так – каким объективно протекающим процессам следует препятствовать, а возможно и пытаться их остановить или изменить их направление. Понимаю удивление скептиков, ведь это претензия на остановку на ходу паровоза или обращение вспять хода истории.

Возможно ли это или мы всего лишь займемся фантазиями, прожектерством и пустым социальным консруированием? Замечу лишь, что известная нам история сообщает немало фрагментов, когда ход событий изменялся таким образом, что как бы не хотелось усмотреть в этом историкам или кому-то еще объективных закономерностей, таковые отчетливо не усматривались, и творцами событий становились совершенно субъективные факторы новых субъектов творящих историю. И дело не в наших или тем более моих притязаниях на это, но считаю уместным и своевременным обозначить хотя бы себе всем осмысленным людям, какие тенденции развития современного мира ему не нравятся, признаются опасными или вредными и какие есть возможности на них воздействовать. Здесь же можно поискать и ответов на вопросы как определить опасные тенденции изменений ментальности и как менять такие опасные тенденции?

Для подхода к проблеме предусмотрено пять важных эпизодов в программе. Во-первых, с участием спикеров-практиков от педагогики, управления, бизнеса, психотерапии у нас должен состояться разговор о том, как шаблоны мышления являются для людей источником их проблем в самых разных ситуациях и сферах. Рассчитываю, что это вряд ли оспорит наш основной тезис, что все проблемы – в голове, но покажет диапазон «масштаба бедствия». Во-вторых эта тема будет продолжена в секции «Как проходит жизнь, когда убеждения это просто речевки», где будут представлены сообщения ментологов по некоторым наиболее распространенным на наш взгляд проблемным ментальным установкам.

Далее состоится очень важный разговор в рамке «быть или не быть», потому что речь пойдет о самой возможности рассчитывать на изменения человека. Известно, что мнения об этом есть два «люди не меняются» и «люди могут меняться». Об этом вместе со спикерами, среди которых будут как прожженные ментологи и так и наши гости надеюсь будет думать вся заинтересованная аудитория. Конечно, для нас это принципиальный вопрос. Потому что если люди не меняются – то дело наше дрянь, как к слову и всех остальных изменятелей – от психологии, психотерапии и прочих «спасателей заблудших душ и разумов».

Вопрос однако не так прост как кажется. Ментологи меня сейчас поймут, когда я напомню им об образе пружинки, остальным я поясню. Для нас самым принципиальным является не просто вопрос о возможности изменений как таковых вообще, в этом мы не сомневаемся. Для нас, во всяком случае для меня пока все еще остается открытым вопрос о возможности стержневых изменений, когда заменяется сам стержень, вокруг которого по спирали формируется личность, а не содержание на витках спирали. Изменение на витках мы считаем всего лишь изменением уровня жизни, его повышение или понижение, но без смены оснований, порождающих эти содержания на витках. Хотя именно это изменение человек замечает и принимает как то самое чего он хотел. Для нас конечно принципиальной является возможность замены стержня. Но и другая сторона у этого вопроса есть – если акая замена возможна, насколько и когда она допустима, и как осуществима технологически и может ли быть безопасной, как для психики персоны, так в смысле далеко идущих социальных последствий такой возможности. Таковы мои акценты для этой дискуссии.

Очень важным не только для повседневности каждого из нас, но и для всей нашей человеческой будущности в контексте заявленного ранее ожидаемого ментального противостояния, а вслед за ним – и социального, я считаю назначенный на завтра разговор про «Большинство и меньшинство между нормально и правильно». Не думаю, что для всех присутствующих будет открытием, что именно это – как понимается любым большинством и любым меньшинством, что такое нормально и что такое правильно, и обычное базовое несовпадение нормального и правильного между одними и другими, а зачастую и слабая аргументация внутри большинства или меньшинства относительно нормальности или правильности чего-либо и является камнем преткновения в подавляющем большинстве случаев такого социального противостояния. А значит разобраться с понятиями, критериями и основаниями, ментальными, конечно же, нормальности и правильности для нас не только интересно, но и важно. Давайте попробуем сделать это.

Наконец, последним базовым мероприятием завтрашнего дня станет пленарный круглый стол на тему «Палитра ментальностей или общий программный код». Я рассчитываю в этом обсуждении вернуться уже на обогащенном предшествующим материалом уровне к вопросу об общности ментальных оснований для всех людей, в том числе, возможно – вне времен, обстоятельств и народов. Есть ли некий единый, «человеческий» программный код, в культурной его части, и тогда это и есть то, что мы называем ментальностью, может ли он быть связан прямо или косвенно с генетическим кодом, о чем так любят сегодня рассуждать генетики? Или все же ментальности – это всегда сменяемая исторически и социально палитра разнообразия, и в будущем нас ждет именно такая большая палитра ментальностей Сообщества Сообществ, образованных не по роду и крови, а по идеям и Духу? Разговор будет предварен сообщением о сравнительном анализе российской и британской ментальности. Здесь же может состояться разговор о ментальностях западной и восточной, русской и сибирской, либеральной и консервативной, мужской и женской, религиозной и атеистической, национальной и интернациональной и других.

Завершит завтрашнюю и общую программу нашей конференции итоговый брифинг, где возможно я выступлю с заключительным словом, и в режиме итогового брифинга отвечу на вопросы о ментальном подходе и ментальных технологиях. После этого состоится также итоговое закрытое заседание Оргкомитета конференции.

Мне остается завершая это установочное выступление при открытии уже V конференции ментологов пожелать всем нам ясной мысли и свежих идей. За работу, коллеги.

 

01 ноября 2014 года, Томск.